На моторах Cummins ISF2.8 и 3.8 используется топливная система Common Rail, где высокое давление обеспечивает прямое распыление дизельного топлива в цилиндре. Это позволяет снизить расход топлива, одновременно увеличивая мощность. Исследования показывают, что такая модернизация может привести к экономии до 20% дизельного топлива и увеличению мощности в полтора раза, что делает эту модификацию весьма выгодной.
Дополнительным преимуществом является снижение уровня шума двигателя. Кроме того, заметно увеличивается крутящий момент.
Однако многих водителей, не осведомленных о данной системе или знакомых с ней поверхностно, интересует процесс прокачки, который будет подробно рассмотрен, включая другие характеристики, требующие пояснений.
Краткое описание двигателей этой серии
Двигатели серии ISF 2.8 и 3.8 заслуживают внимания благодаря их широкому распространению. Они часто устанавливаются на различные модели автотранспорта, такие как ГАЗель, ГАЗель Некст, Газель Бизнес, Валдай, Фотон, ПАЗ. Важным моментом является их экономичность в потреблении дизельного топлива, обусловленная использованием топливной системы Common Rail. При этом максимальная мощность достигает 150 лошадиных сил, что очень неплохо для среднетоннажных автомобилей. Компактные размеры и легкий вес упрощают процессы обслуживания и ремонта.
Common Rail
В моторах американского производителя, в том числе в тех, которые производятся на российском совместном предприятии КАММИНЗ-КАМА и оборудованы системой Common Rail, взаимодействие топливного насоса высокого давления с электромодулем является ключевым элементом. Электронный блок получает данные от датчиков, после чего топливо подается по форсункам, перемещаясь по специально проложенной для этого магистрали.
Эта магистраль называется "Common Rail" - таков дословный перевод этого термина. Первые двигатели, оборудованные этой системой, осуществляли впрыск топлива прямо в цилиндр, что привело к фиксации положительной динамики по мощности и экономии горючего.
Процесс развития продолжился, и следующим этапом стала автоматизация и согласование работы топливного насоса высокого давления с электронным блоком управления двигателем (ЭБУ). Для этого были разработаны алгоритмы, на основе которых эти узлы взаимодействуют. Двигатели с такой схемой по-прежнему популярны, однако в основном, оборудование перешло на новый уровень: топливо подается на форсунки от топливопровода, где достигается необходимое давление. Интересно, что максимальное давление совпадает с замедлением оборотов коленвала. Это объясняется тем, что производительность топливного насоса высокого давления уже подверглась изменениям.
Чтобы топливо пошло на форсунки, они должны предварительно получить сигнал от ЭБУ, и эти импульсы могут иметь различные параметры. Расчеты очень точны, что обеспечивает максимальную эффективность и приводит к сокращению расхода дизельного топлива и снижению токсичности выхлопных газов.
В чем подвох?
Несмотря на ряд положительных характеристик, не все водители одобрительно относятся к определенным особенностям. Основные претензии сводятся к двум "недостаткам":
Что касается первого вопроса, расходы на высококачественное дизельное топливо окупаются за счет его повышенной экономичности. А второй вопрос решается более простым образом: установленное дополнительное сепарационное устройство между насосом и баком предотвращает риск концентрации влаги.
Следует отметить, что фильтрация топлива также вносит свой вклад в решение первой проблемы, поскольку даже при использовании низкокачественного дизельного топлива, прошедшего через устройство, его можно использовать.
Как распознать сбой
Выявление системного сбоя возможно благодаря следующим признакам:
Существует разнообразие потенциальных причин, и одной из них может быть неисправность форсунки. Эта неисправность может привести к излишнему поступлению дизельного топлива в цилиндры, что заставляет электронный блок управления стабилизировать увеличивающиеся обороты. В конечном итоге такая ситуация может вызвать поломку силового агрегата из-за плавления поршней.
Зачем нужна данная процедура
В дизельных силовых установках отсутствует необходимость в системе зажигания, так как топливоснабжение, достигая цилиндров и затем камер сгорания, находится под высоким воздушным давлением, что приводит к естественному возгоранию. Поэтому топливо должно быть свободным от воздушных примесей, иначе не удастся достичь необходимого уровня давления для подачи топлива.
Для создания давления используется топливный насос высокого давления. Однако из-за возможного попадания воздуха его действия оказываются недостаточными. Это может привести к:
Опасность воздушных примесей заключается также в том, что топливный насос высокого давления не прекращает свою работу, переходя в "сухой" режим. Это увеличит его нагрузку, так как насос будет стремиться достичь максимального давления, и отсутствие смазки может вызвать поломку плунжера через несколько минут. Кроме того, мельчайшие металлические частицы могут пройти через насосное устройство и форсунки, что может привести к выходу из строя обоих механизмов поочередно или одновременно. Если проблема связана с воздушными включениями, то простая замена не решит проблему, что может привести к новому отказу.
Если при запуске стартёра отсутствует подача дизельного топлива из магистрали, требуется процедура прокачки, чтобы избавить систему от лишнего воздуха.
Прокачка топливного фильтра
Процедура прокачки топливного фильтра представляет собой следующую последовательность технологических шагов:
Такая технология прокачки применима к топливным фильтрам для двигателей ISF 2.8 и ISF 3.8.
Технология прокачки ТНВД
Процесс прокачки топливного насоса высокого давления (ТНВД) обычно необходим, так как воздушные пробки могут возникнуть и влиять на его эффективность. Рассмотрим шаги этой технологии, применимые как для ТНВД 2.8, так и для ТНВД 3.8:
Пульсирующая подача топлива от ТНВД с дозированным количеством свидетельствует о его исправности. В случае неисправности, причиной может быть также ТННД, предназначенный для подкачки. Иногда оба устройства требуют диагностики.
В случае, когда стартёрная прокрутка не приносит результатов и нет времени на её продолжение, можно ускорить появление дизтоплива из нужного отверстия, освободив ослабленные штуцеры в стороны. Это можно сделать, выкрутив их практически до конца с использованием накидного ключа, что обычно повышает шансы на успех.
Когда дизтопливо начинает поступать из открученного штуцера, следует закрутить его, а затем продолжить с остальными. Во время вращения коленчатого вала стартёром, ДТ должно идти из всех штуцеров. После этого можно затянуть гайки на штуцерах насоса и установить топливопроводные гайки на форсунки.
При использовании стартёра важно избегать его перегрузки: после четверти минуты работы требуется перерыв в пару минут, чтобы избежать дополнительных поломок, вместо решения проблемы развоздушивания.
Альтернативные варианты
Предложенный выше метод не пригоден для двигателей с изношенной системой или наличием других неисправностей. Он также может привести к выходу из строя стартера, избыточно нагружая электропитание. Поэтому рассмотрим альтернативные методы, которые представляют собой достойную альтернативу.
В первую очередь стоит провести самостоятельную диагностику: после ослабления магистрального болта следите за вытеканием топлива и определите наличие воздушных пузырьков, указывающих на завоздушивание. Затем используйте шланг от обычного насоса, аналогичного тем, что используется для накачивания шин. Этот шланг помогает увеличить давление, смените его после присоединения. В таких условиях происходит перекачивание дизельного топлива в ТНВД.
Также можно воспользоваться обычным пылесосом для подачи воздуха. Для этого используйте 40-сантиметровый шланг с медицинским шприцем, который закрывает прокачивающий штуцер. Удалите поршень из шприца и установите трубку пылесоса вместо него. Убедитесь в надежной фиксации, чтобы исключить возможность вылета, используя изоленту или резиновые прокладки.
После откручивания штуцера включите пылесос. Вначале шприц будет наполняться желтой пеной, содержащей завоздушенное топливо. После процедуры топливо будет очищено от воздуха.
Некоторые водители также предпочитают полное заполнение корпуса фильтра топливом. Запустив двигатель на высоких оборотах, происходит прокачивание. Однако этот метод эффективен только при отсутствии повреждений двигателя, мешающих нормальному запуску.
Дополнительно следует обратить внимание на необходимость поддержания чистоты, особенно важной для насосного устройства. Грязь, пыль и мусорные частицы могут привести к его выходу из строя.
В заключение, стоит отметить, что проблема завоздушивания топлива является серьезной, однако существует несколько методов её решения. Один из эффективных, хотя и требующих значительной нагрузки на электропитание, основывается на последовательном устранении воздуха из топливного фильтра и ТНВД. Для этой процедуры применяется подкачивающий насос с ручным управлением. В случае неисправностей в топливной системе этот метод может оказаться неэффективным. В таких ситуациях полезны альтернативные методики, которые используются, когда применение основного метода невозможно.
В наличии комплектующие для всех моторов Cummins, Caterpillar, Perkins. Представлены оригинальные и аналоговые запчасти. Подобрать необходимую деталь не составит труда.
Предлагаются воздушные, топливные и масляные фильтры брендов Cummins, Fleetguard, Donaldson, Baldwin, Sakura. Изделия обладают прекрасной адсорбцией.
В продаже оригинальные моторные масла компании Valvoline, дочернего подразделения Cummins Inc.