Спасибо, товар добавлен в корзину!
Запчасти Cummins, Perkins, Caterpillar от компании Камспартс Пн-Пт 9:00-18:00

Суббота 9:00-18:00

Воскресенье выходной

Производство и оптовая продажа автозапчастей, Магазин автозапчастей и автотоваров, Интернет-магазин, Сельскохозяйственная техника
info@camsparts.ru
Москва, Ярославское шоссе, вл.3,к2,стр5

Масложор двигателя Cummins: в чем причина?

Чувствуете специфический запах гари в салоне? Заметили, что выхлопная труба начала дымить сизым облаком? А щуп уровня масла, который вы только вчера проверяли, уже показывает минимум? Если эти вопросы для вас актуальны, значит, ваш Cummins начал «есть» масло, и пора разобраться, почему.

Масложор – это нормально? Или пора бить тревогу?

Начнем с главного: сам по себе расход масла – это естественный процесс для любого двигателя внутреннего сгорания, и дизельные Cummins здесь не исключение. В ходе работы мотора небольшое количество масла всегда сгорает вместе с топливом, а часть его просто испаряется. Это абсолютно нормально. Проблема возникает, когда этот расход резко возрастает и превышает допустимые нормы, превращаясь в тот самый «масложор».

Чтобы понять, где проходит граница между нормой и неисправностью, нужно ориентироваться на конкретные цифры. Для дизельных двигателей, включая Cummins, в среднем нормальный расход составляет 30-50 мл на каждые 100 л израсходованного топлива. Более конкретно, для популярного в России Cummins ISF 2.8 на «Газелях» допустимым считается расход до 1 литра на 10 000 км. При этом важно учитывать, что для нового двигателя, находящегося на стадии обкатки, потребление масла может быть повышенным из-за притирки деталей. На старых моторах с большим пробегом (например, 300 000 км) расход в 2–3 литра на 15 000 км также может считаться приемлемым.  

Однако, если расход превышает 200 мл на 100 л топлива или вы вынуждены доливать масло чаще, чем 1 литр на 10 000 км, это уже явный сигнал к глубокой диагностике.  

Сравнительная таблица расхода масла

Тип двигателя

Норма расхода (примерная)

Бензиновый

5-25 мл на 100 л топлива

Дизельный

30-50 мл на 100 л топлива

Дизель Cummins ISF 2.8

До 1 л на 10 000 км

Турбированный двигатель

До 80 мл на 1000 км

В целом, все причины повышенного расхода масла можно разделить на две большие категории:

  • «Угар» – масло попадает в камеру сгорания и сгорает вместе с топливом.
  • «Утечки» – масло вытекает наружу через уплотнения и прокладки.

Давайте подробно разберем каждую из них.

 

Часть I. Когда масло горит – внутренний «угар»

Это наиболее сложная и опасная категория проблем. Главный симптом, который указывает на «угар» – сизый или синий дым из выхлопной трубы. Этот дым имеет характерный запах горелого масла и усиливается при перегазовках.  

1. Цилиндро-поршневая группа главный подозреваемый

ЦПГ состоит из поршнейцилиндров и поршневых колец, которые должны обеспечивать герметичность камеры сгорания. На каждом поршне Cummins, как правило, трех кольцевая схема, в которой каждое кольцо выполняет свою функцию: два верхних – компрессионные, а нижнее – маслосъемное. Именно от их состояния напрямую зависит, сколько масла попадет в камеру сгорания.  

  • «Залегание» (коксование) колец. Одна из самых распространенных причин «масложора» на дизельных двигателях. Это не износ в прямом смысле, а потеря подвижности колец из-за образования нагара в поршневых канавках. Кольца перестают плотно прилегать к стенкам цилиндра и эффективно снимать с них масло, которое затем попадает в камеру сгорания и сгорает. Залегание колец часто происходит из-за:  

o  длительной работы на холостом ходу, когда температура двигателя недостаточна для самоочищения;

o  использования некачественного масла с плохими моющими свойствами;

o  частых коротких поездок без полного прогрева двигателя.  

  • Износ колец и ЦПГ. Это естественный процесс, который ускоряется при неправильной эксплуатации. Самая опасная причина ускоренного износа – пылевой износ. Если воздушный фильтр низкого качества или система впуска негерметична, в цилиндры попадает пыль, которая действует как абразив. Это приводит к появлению задиров на стенках цилиндров, увеличению зазоров между поршнем и цилиндром, и как следствие, к падению компрессии и повышенному расходу масла.  

Износ ЦПГ и закоксовывание колец приводят к еще одной серьезной проблеме: прорыву картерных газов. Когда газы прорываются из камеры сгорания в картер, они создают избыточное давление, которое «выдавливает» масло через сапун и уплотнения. Это не просто утечка, а симптом серьезного внутреннего износа. Таким образом, повышенное давление картерных газов и «масложор» порой являются двумя сторонами одной медали.  

2. Неисправность турбокомпрессора

Турбокомпрессор также может быть причиной повышенного расхода масла, так как его вал вращается на подшипниках, смазываемых моторным маслом. Если уплотнения вала изнашиваются, турбина начинает «гнать» масло в большом количестве.  

Масло может уходить в двух направлениях:

  • В выпускной коллектор. Это приводит к сизому дыму из выхлопной трубы, похожему на дым при сгорании масла в цилиндрах.  
  • Во впускной коллектор. Это самый опасный сценарий. Дизельный двигатель может начать работать на масле, которое поступает из турбины. В этом случае он перестает слушаться педали газа и может уйти в «разнос» – резко и неуправляемо набирать обороты, пока полностью не разрушится. Это одна из главных причин, почему при подозрении на неисправность турбины важно немедленно прекратить эксплуатацию автомобиля.  

3. Маслосъемные колпачки

Маслосъемные колпачки (они же сальники клапанов) – это небольшие резиновые уплотнения, которые не дают маслу из головки блока цилиндров стечь по штокам клапанов в камеру сгорания.  

Главный признак их износа – сизый дым, который появляется при запуске двигателя, особенно после длительной стоянки. За время простоя масло успевает протечь по штокам, и при старте оно сгорает. Позже, когда двигатель прогревается, дым может исчезнуть. Критическим считается расход масла более 1 литра на 1000 км из-за этой проблемы. Иногда износ колпачков может быть следствием повышенного давления картерных газов, что делает их не первопричиной, а следствием более серьезных проблем с ЦПГ.

 

Часть II. Когда масло уходит – наружные «утечки»

Внешние утечки – самая простая для диагностики проблема, которую легко определить по видимым подтекам масла на двигателе. Если вы обнаружили на моторе масляные пятна, это может быть причиной «масложора».

Чаще всего на двигателях Cummins утечки возникают в следующих местах:  

  • Сальники коленвала (передний и задний). Со временем они теряют эластичность и начинают пропускать масло. Течь заднего сальника особенно неприятна, так как может привести к замасливанию сцепления.  
  • Прокладка клапанной крышки. Одна из самых распространенных течей. Материал прокладки стареет, и после частых разборок может перестать обеспечивать герметичность.  
  • Прокладка поддона двигателя. Течет реже, но устранение этой течи может быть трудоемким, так как на некоторых моделях для этого приходится снимать двигатель.  
  • Прокладка передней крышки цепи ГРМ. Также является частым местом утечек на двигателях Cummins ISF 2.8. Для ее замены часто требуется демонтаж двигателя.  
  • Уплотнение масляного фильтра. Редкий, но возможный источник течи, особенно если используется некачественный фильтр или неисправен байпасный клапан.  

В отличие от «угара», утечки несут меньшую угрозу для внутренних компонентов двигателя, но также требуют немедленного устранения.

 

Часть III. От симптомов к диагнозу – пошаговая инструкция

Чтобы не «угадывать» причину, необходимо провести грамотную диагностику. Начните с самых простых и доступных проверок, и только если они не дадут ответа, переходите к профессиональному оборудованию.

1. Первые признаки

Обращайте внимание на следующие симптомы, которые могут указать на повышенный расход масла.  

  • Сизый или синий дым из выхлопной трубы.  
  • Специфический запах гари в салоне.
  • Повышенная шумность работы двигателя или появление стуков.
  • Рост температуры двигателя, частые включения вентилятора.  

2. Самостоятельная диагностика

  • Проверка уровня масла. Проверяйте уровень только на ровной поверхности и спустя 15 минут после того, как заглушили двигатель. Это дает маслу время полностью стечь в поддон.  
  • Проверка картерных газов (КВКГ). На работающем двигателе проверьте, что выходит из сапуна. Если из него активно идет дым или, что еще хуже, выбрасывает масло, это прямой признак износа ЦПГ и колец.  
  • Визуальный осмотр. Тщательно осмотрите двигатель и все соединения на наличие масляных подтеков.

3. Профессиональная диагностика

Если «полевые» проверки не дали результата, обратитесь к специалистам.

  • Измерение компрессии. Измерение компрессии – один из самых информативных тестов. Норма для двигателей Cummins составляет 25–30 бар. Если показатели компрессии в разных цилиндрах сильно отличаются (более чем на 15–20%), это указывает на проблемы с поршневыми кольцами или клапанами. Если после впрыскивания небольшого количества масла в цилиндры компрессия восстанавливается, то проблема точно в поршневых кольцах.  
  • Эндоскопия цилиндров. Этот метод позволяет без разборки двигателя оценить состояние стенок цилиндров, наличие задиров и уровень нагара на поршнях.  
  • Проверка турбины. Специалисты проверят люфт вала турбокомпрессора и давление наддува, которое должно быть в пределах 1.6–2.5 бар.  

Основные причины "масложора" и их симптомы

Причина

Симптомы

Залегание/износ ЦПГ

Сизый дым на перегазовках, повышенное давление картерных газов (масло из сапуна)

Неисправность турбины

Сизый дым из выхлопа, свист турбины, потеря мощности

Износ маслосъемных колпачков

Сизый дым при запуске после стоянки

Внешние утечки

Видимые масляные подтеки на двигателе

 

Часть IV. Профилактика и лечение – как спасти мотор

Самый верный путь избежать проблем с «масложором» – профилактика.

1. Правильная эксплуатация – лучшая профилактика

  • Соблюдайте режимы работы. Избегайте длительной работы на холостом ходу и частых коротких поездок, которые не дают двигателю прогреться. Это прямой путь к закоксовыванию колец.  
  • Давайте двигателю прогреться. Особенно зимой, дайте мотору поработать 3–5 минут на холостом ходу перед началом движения, чтобы масло равномерно разошлось по системе.  
  • Обкатка нового двигателя. Строго следуйте рекомендациям производителя по обкатке как нового двигателя, так и мотора после капитального ремонта.  

2. Качественные расходники – залог здоровья мотора

Экономия на масле и фильтрах – это ложная экономия, которая ведет к дорогостоящему капитальному ремонту.  

  • Масло. Используйте только качественные моторные масла с соответствующими допусками (например, API CI-4) и рекомендованной вязкостью (15W-40 или 10W-30).  
  • Фильтры. Регулярно меняйте воздушные и масляные фильтры. Забитый воздушный фильтр приводит к абразивному износу, а забитый масляный фильтр ухудшает смазку и ведет к ускоренному износу деталей.  

3. Замена и ремонт

Если проблема все же возникла, необходимо заменить изношенные детали. Чаще всего в случае «масложора» приходится менять поршневые кольца, маслосъемные колпачки, сальники и прокладки, а в тяжелых случаях — и турбокомпрессор. И помните, что использовать нужно только качественные запчасти, предназначенные для вашего двигателя.  

 

Заключение

Масложор – это не приговор, а причина, требующая внимания. Игнорировать его нельзя, так как это может привести к куда более серьезным и дорогостоящим поломкам. Ваша задача – определить источник проблемы, проведя диагностику, и устранить ее, используя качественные запчасти. Своевременное обслуживание, правильный выбор масла и аккуратная эксплуатация – это не расходы, а инвестиции в долговечность и надежность вашего двигателя Cummins. А мы в «Камспартс» всегда готовы помочь с выбором качественных деталей, чтобы ваш мотор работал как новый.

Продолжая пользоваться сайтом вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и использования файлом куки.